Кирилло-Белозерский монастырь

Кирилло-Белозерский мужской монастырь был основан в конце XIV века иноками Московского Симонова монастыря Кириллом (учеником Сергия Радонежского) и Ферапонтом, которые установили здесь крест. А в 1397 на этом месте был построен первый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Эта дата и считается годом основания обители.

Ферапонт вскоре покинул Кирилла и в 1398 году основал в 20 колометрах от этого места другой монастырь - Ферапонтов.

Духовное влияние преподобного Кирилла и основанной им обители простиралось далеко за пределами белозерского края. Самим Кириллом были пострижены в монашество Савватий - основатель знаменитого Соловецкого монастыря на Белом море и Мартиниан - устроитель Ферапонтова монастыря, принявший бразды правления обителью после отзыва преподобного Ферапонта князем Можайским Андреем.

Преподобный Кирилл умер в 1427 году возрасте 90 лет, и в том же XV веке причислен к лику общерусских святых. Похоронен за стеною Успенского собора в своем монастыре. Позже над его могилой была выстроена особая небольшая церковь и сооружена великолепная вызолоченная серебряная рака, хранящаяся теперь в музее Московского Кремля. Церковная память святому Кириллу празднуется 22 июня.

В 1528 году в монастырь приезжает великий князь Василий Третий со своей второй женой Еленой Глинской молиться о даровании им наследника. Молитвы братии были услышаны, монастырь получил значительное пожертвование, а появившегося в положенное время младенца назвали Иваном (в будущем – «Грозным»), который и после восхождения на престол питал особые чувства к монастырю, полагая что обязан ему своим рождением. Эта любовь выразирась в огромных пожертвованиях, которые способствовали дальнейшему развитию и укреплению влияния монастыря.
Трижды побывав в монастыре (1545, 1553, 1569 годы), Иван Грозный высказал пожелание принять здесь пострижение, что и осуществил перед смертью, как и его отец Василий III.

По данным 1601 года, обители принадлежало 11 сел, 5 селец, 607 деревень и 320 пустошей. В 1-й половине XVI века его собственностью были земельные владения в 16 уездах России, соляные промыслы, производившие ежегодно 30-50 тысяч пудов соли, рыбные промыслы, а также собственный речной флот и торговые дворы в Москве, Твери, Вологде, Ярославле и других городах. Такой быстрый рост монастыря оказался возможен благодаря поддержке московских великих князей, выражавшейся во всевозможных льготах, земельных пожертвованиях и денежных вкладах, в пожаловании соляных и рыбных промыслов.

Растущее богатство монастыря позволило ему развить бурную строительную деятельность. Уже к концу XVI века за каких-нибудь сто лет на месте деревянных монастырских строений возник один из крупнейших по тому времени архитектурных комплексов, по количеству каменных зданий сопоставимый только с наиболее почитаемым монастырем - Троице-Сергиевым. Несколько уступая ему протяженностью каменных стен (585 саженей), он превосходил его числом храмов. Вновь сооружаемые церкви богато украшались иконами и всевозможной утварью.

20 августа 1612 года монастырь подвергся атаке польско-литовских войск. Соседний Белозерск был сильно ими разорен и горел, а вот Кириллов оказался не по зубам. В отличие от бывшей столицы края, Кириллов уже к 1600 году имел мощнейшие каменные стены с башнями и укреплениями. Были сожжены только деревянные постройки за пределами стен.

В декабре того же 1612 года враги вновь появились под стенами Кириллова. 700 нападавших предприняли атаку на крепость со всех сторон разом, но были отбиты, со значительными потерями.
Год спустя под стенами Кириллова собрались до 3000 человек. Однако, монастырские укрепления произвели на них сильное впечатление. Враг отступил, но не сдался. В 1614 году войска опять пришли к городу, но за год укрепления стали еще крепче, и опять штурма не было.

Кириллов монастырь уже играл роль главного форпоста на торговых путях к Белому морю. Особая военно-оборонительная роль отводилась ему и во взаимоотношениях Русского государства со Швецией в споре за выход к Балтийскому морю. Значение монастыря как крепости, способной выступить на защиту богатого земледельческого, ремесленного и торгового района, повышалось также в связи с участившимися крестьянскими и городскими восстаниями. Однако этой крепости, как и многим другим, возведенным в XVII столетии, так и не суждено было увидеть под своими стенами неприятеля.

Тем временем, в монастыре иссяк запас денег, хозяйство монастыря было сильно разрушено. Население подвластных земель сократилось на 75%, а к 1617 на 90%, практически прекратилась торговля, пути сообщения контролировались неприятелем. Однако, судьба была благосклонна к осажденным. Дурная слава о монастырских укреплениях помешала врагу предпринять серьезные шаги по взятию города. В 1618 году героическая оборона монастыря завершилась. Польско-литовские войска покинули пределы не только Белозерья, но и России в целом.

К 1660-м годам Кириллов монастырь уже играл роль главного форпоста на торговых путях к Белому морю. Особая военно-оборонительная роль отводилась ему и во взаимоотношениях Русского государства со Швецией в споре за выход к Балтийскому морю. Значение монастыря как крепости, способной выступить на защиту богатого земледельческого, ремесленного и торгового района, повышалось также в связи с участившимися крестьянскими и городскими восстаниями. Однако этой крепости, как и многим другим, возведенным в XVII столетии, так и не суждено было увидеть под своими стенами неприятеля.

После своего наивысшего расцвета в эпоху Ивана Грозного монастырь больше не достиг подобной славы. К 1917 году в нем оставалось лишь 7 монахов и 10 послушников. В 1924 году монастырь был закрыт, а на его территории размещен Кирилловский краеведческий музей, преобразованный в 1968 году в Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. С 1998 году музей с филиалами включен в свод особо ценных объектов культурного наследия народов России. В последнее время музей соседствует с монастырем, территория и постройки монастыря принадлежат государству, а монастырь открыт для посетителей как музей. В безвозмездную аренду Русской Православной Церкви отданы лишь постройки Малого Ивановского монастыря, часть келий Успенского монастыря и церковь Кирилла Белозерского, в которой проводятся богослужения. Акт передачи в аренду произошел в 1997 году на 600-летие основания обители.

При монастыре действует воскресная школа, но на ее занятия приходит всего несколько человек.

Метки: 

Рубрика: 


Комментарии

CAPTCHA
Этот вопрос задаётся для того, чтобы узнать, что вы не спам-робот.
Отвечайте только цифрами (например 4 или 56).